10 ноября 2016 г. заместитель директора ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Чарыкова О.Г. выступила с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Научное и кадровое обеспечение развития агропродовольственного комплекса»
Дата публикации: 10 ноября 2016 · Вернуться к списку новостей
10 ноября 2016 г. заместитель директора ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, доктор экономических наук, профессор Чарыкова Ольга Генсановна выступила с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Научное и кадровое обеспечение развития агропродовольственного комплекса», которая проводилась на совместно с ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I».
В своем докладе «Российский рынок молока: современное состояние и перспективы» Чарыкова О.Г. отметила усиление существующих и появление новых угроз и вызовов на рынке молока:
- снижение объема и ухудшение структуры потребления молока и молочных продуктов с 2014-2015 гг., сужение емкости рынка;
- разнонаправленность эффектов от введения продовольственного эмбарго, что, с одной стороны, является возможностью занять высвобождающиеся рыночные ниши, а с другой, характеризует трудности с обеспечением сырьем молочной промышленности;
- низкая эффективность и несогласованность отдельных элементов и инструментов государственного регулирования.
В качестве основных внешних факторов, влияющих на функционирование рынка молока в 2015-2016 гг., Чарыкова О.Г. выделила:
- продление продовольственного эмбарго и изменение товарных потоков стран при замещении импорта молока;
- влияние и давление мирового рынка;
- растущая инфляция и девальвация национальной валюты;
- развитие программы импортозамещения.
Внутренними факторами рынка молока, по мнению Чарыковой О.Г., являются:
- состояние отечественного молочного подкомплекса (формирование товарных ресурсов);
- снижение эффективного спроса;
- волатильность цен (сезонная и региональная);
- попытки борьбы с фальсификатом и снижение конкурентоспособности молочных продуктов.
В докладе Чарыкова О.Г. также отмечает, что сложившиеся в настоящее время экономические и внешнеполитические условия приводят к ускоренному развитию негативных для молочной отрасли тенденций.
Девальвация национальной валюты привела к удорожанию кредитных ресурсов, заморозке инвестиционных проектов, повышению себестоимости, снижению доходности производителей и переработчиков молока.
Участники молочной отрасли, начав в 2014 г. процесс восстановления эффективности производства после многолетней стагнации (в чем немаловажную роль сыграло изменение механизмов государственной поддержки), оказались не готовы к подобному развитию экономической ситуации, в результате чего были вынуждены сокращать затраты, что, естественно, отразилось на производственных показателях отрасли в целом.
Динамика и структура производства сырого молока в Российской Федерации:
Низкая товарность молока значительно сокращает объем сырьевой базы для перерабатывающей промышленности.
Введение специальных экономических мер в августе 2014 года позволило освободить от завозимой продукции до 30%.Отечественное производство отреагировало скромным ростом. Так, на 3% вырос объем производства сливочного масла; на 2 % - цельномолочной продукции в пересчете на молоко. Объем производства сухой молочной продукции, напротив, сократился на 4%.
Потребители переориентировались на более дешевые молочные продукты с низкой добавочной стоимостью, снижая потребление сыров и сливочного масла. Наблюдается рост доли сырных продуктов, сухого молока, цельномолочной и кисломолочной продукции (преимущественно, из Республики Беларусь).
По расчетам Союзмолоко и Аналитического центра MilkNews, на основании анализа оценочного баланса молочного жира в 2015 г., дефицит молочных жиров для произведенной молочной продукции составляет около 12%, в 2014 г. этот показатель не превышал 5%. То есть в 2015 г. около 12% произведенной молочной продукции (сыры, сливочное масло) является фальсифицированной (молочный жир заменен жирами растительного происхождения).
Детальный анализ государственный поддержки и оценка результатов государственной политики в молочном скотоводстве позволили сделать вывод о снижении объема и структуры финансовых механизмов государственного воздействия на молочную отрасль.
В 2015 г. на реализацию мероприятий по поддержке молочного скотоводства за счет средств федерального бюджета предусмотрено 11259,84 млн руб. Вместе с тем фактически финансирование подпрограммы по всем ее мероприятиям составило 10468,76 млн руб.
Расчет уровня государственной поддержки в областях ЦЧР (на основе использования размеров субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (кг) реализованного товарного молока) показал, что наибольший уровень господдержки на 1 гол. достигнут в 2013 г. в Белгородской области, а на 1 т произведенного молока – в Тамбовской области.
Таким образом, Чарыкова О.Г. делает вывод о том, что на российском рынке молока и молочных продуктов сформировались следующие тенденции:
- рост дефицита сырого молока и отсутствие возможности ускоренного наращивания его производства, низкая товарность в производстве сырого молока;
- снижение доходности производителей и переработчиков молока при росте розничных цен на фоне девальвации национальной валюты;
- высокая зависимость от импорта молокопродуктов (уровень самообеспечения молоком и молочными продуктами в среднем по Росси не достигает и 90%) и увеличение активности на российском рынке традиционного партнера — Республики Беларусь;
- низкая инвестиционная активность в связи с высокой стоимостью кредитных ресурсов, сравнительно низкой инвестиционной привлекательностью молочного скотоводства ввиду больших сроков окупаемости финансовых вложений;
- увеличение доли фальсификата на молочном рынке;
- снижение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию на фоне снижения покупательной способности денежных доходов населения.
При этом российский рынок молока имеет существенный потенциал и перспективы развития для увеличения потребления молочных продуктов, повышения экономической и физической их доступности, обеспечения продовольственной безопасности страны.
В областях ЦЧР производство молока на душу населения превышает уровень его фактического потребления, вследствие чего уровень самообеспечения (степень удовлетворения существующих потребностей за счет собственного производства) превосходит 100% (за исключением Липецкой области). При этом лидером в ЦЧР по производству молока на душу населения является Воронежская область.
В сложившихся условиях модернизация производства, повышение эффективности молочной отрасли и финансовое оздоровление ее участников, наращивание объемов производства молока, повышение качества молочной продукции и снижение существующей зависимости от импорта невозможны без участия государства.
Ключевыми задачами государства при регулировании рынка молока, как считает Чарыкова О.Г., являются:
- Обеспечение повышения доходности производителей молока (субсидирование инвестиционного и краткосрочного кредитования, возмещение части капитальных затрат на модернизацию перерабатывающих предприятий и объектов молочного животноводства, субсидирование производства товарного молока).
- Расширение спроса за счет внедрения программы поддержки малоимущих слоев населения, формирования резервных и интервенционных фондов, реализации социальных программ.
- Разработка и реализация комплекса мер немонетарного регулирования (интервенции, технические регламенты, снижение административной нагрузки, в том числе отказ от электронной ветеринарной сертификации).
- Разработка долгосрочной (не менее чем на 15 лет) стратегии развития рынка молока с фиксированным комплексом инструментов регулирования и мер поддержки отрасли.
- Ужесточение ответственности (увеличение штрафов, конфискация оборудования) за нарушение технического регламента.
- Стимулирование потребления молока и молокопродуктов (по аналогии с программой Союзмолоко «Три молочных продукта в день»).