header photo

ФГБНУ НИИЭОАПК
ЦЧР РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РАЙОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

3 июня 2016 г. директор ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ выступил с докладом на международной научно-практической конференции "История, состояние и перспективы агроэкономической науки и образования"

3 июня 2016 г. директор ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ, член-корреспондент РАН Закшевский В.Г. выступил с докладом на международной научно-практической конференции "История, состояние и перспективы агроэкономической науки и образования", которая проводилась на базе ФГБОУ ВО Воронежского ГАУ при поддержке РАН и Правительства Воронежской области.

В рамках дискуссии о перспективах агроэкономического образования и науки Закшевский В.Г. высказал следующее мнение.


- Актуальны ли сегодня аграрное экономическое образование и аграрная экономическая наука и есть ли перспективы их развития?

- Закшевский В.Г. Реализация государственной стратегии инновационного развития сельскохозяйственного производства в немалой степени будет определяться, прежде всего, состоянием высшего аграрного экономического образования и аграрной науки и, как следствие, уровнем подготовки квалифицированных экономических кадров.

Национальные интересы России в условиях экономических санкций сосредоточены на развитии собственной экономики. Особенно это актуально для аграрного производства. Перспективы развития российского аграрного экономического образования видятся в использовании апробированных достижений мировой аграрной науки. Аграрным бизнесом востребованы специалисты, наделенные компетенциями, включающими знания и навыки по обширному кругу специальных дисциплин, находящимися на уровне современной науки и техники и учитывающими требования рыночной экономики.

- Как Вы считаете, целесообразна ли реализация экономического образования в аграрных вузах?

- Закшевский В.Г. Для специалистов в экономической сфере сельского хозяйства необходимы знания в смежных отраслях, таких как растениеводство и животноводство. Однако в классических вузах такого образования не дают. Нельзя также игнорировать тот факт, что в большей мере закрепление так называемых «непрофильных» специалистов на селе возможно лишь при их подготовке в системе сельскохозяйственных вузов, студенческий контингент которых формируется преимущественно из сельской молодежи. Все это говорит о необходимости сохранения и развития в аграрных вузах специальностей экономического профиля. Только аграрные университеты могут стать основными поставщиками кадров для малого агробизнеса, где важную роль помимо профессиональных компетенций играют предпринимательские компетенции и практики, включающие способность находить рынки сбыта, разрабатывать программы развития, внедрять инновации.

- Не скажется ли отрицательно возможное закрытие экономических факультетов в аграрных университетах на качестве подготовки специалистов аграрной сферы (агрономов, агроинженеров, ветеринаров, зооинженеров, агрохимиков, землеустроителей, технологов и др.)?

- Закшевский В.Г. Закрытие экономического факультета в аграрных университетах не только отрицательно скажется на подготовке работников смежных направлений, но и не даст возможность вузу готовить все кадры для агропромышленного комплекса. Необходимость ускоренной модернизации экономики России поставила перед аграрными учебными заведениями новые, более сложные задачи. Их решение возможно только на основе усиления роли экономических факультетов в аграрных университетах. Необходима увязка преподавания экономических дисциплин с технологиями производства продукции растениеводства, животноводства, переработки и ее продвижения до конечных потребителей. Полезна также устойчивая система межкафедральных связей, способствующая проведению комплексных научно-практических исследований и дальнейшему развитию процесса организации учебного процесса с учетом непрерывно меняющейся внешней агрессивной среды, изменений конъюнктуры рынка научных и образовательных услуг. Более того, в процессе своего профессионального продвижения и перехода на более высокий уровень в иерархической структуре управления будут востребованы знания менеджмента, которые преподаются именно преподавателями экономических факультетов.

- Представляют ли собой ценность академические и научные школы с более чем 60-летней историей?

- Закшевский В.Г. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере сельского хозяйства и особенно связанных с экономической деятельностью необходима целостная, многолетняя образовательная база. Как показывает мировой опыт и отечественная практика, качественная подготовка кадров в области агроэкономики наиболее высока с участием специализированных профильных кафедр со сложившимися академическими и научными школами в области сельского хозяйства. Научно-образовательная платформа такой научной школы строится на более широкой основе: общей интеллектуальной, идейно-теоретической, философской, гуманистической и т.д.;

- Требуется ли подготовка кадров в области агроэкономики и возможна ли качественная подготовка таких кадров без участия специализированных профильных кафедр со сложившимися академическими и научными школами в области сельского хозяйства?

- Закшевский В.Г. Подготовка кадров в области агроэкономики невозможна без участия специализированных профильных кафедр, так как они обеспечивают координацию цели и задач обучения, в соответствии с перманентными изменениями целей и задач внешней и внутренней политики национальной экономики и институтов государственного регулирования.

- В настоящее время сформировалась система взаимодействия академических и научных школ аграрных вузов с агропромышленным комплексом. Не приведет ли ликвидация экономического образования в аграрных вузах к ослаблению этой системы и нарушению системного подхода к развитию АПК?

- Закшевский В.Г. Ликвидация агроэкономического высшего образования, несомненно, приведет к разрушению взаимовыгодных отношений между вузами и агропромышленным комплексом. В настоящее время практически все специалисты сферы АПК готовятся в аграрных университетах, профессорско-преподавательским составом таких заведений проводятся консультации по совершенствованию развития сельского хозяйства. Интеграция позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики. Ликвидация экономического образования в аграрных вузах приведет к разрыву данного взаимодействия.

- К числу миссий системы аграрного образования относится решение задач обеспечения продовольственной безопасности России (в т.ч. импортозамещение) и комплексного развития сельских территорий. Какова в этом роль агро-экономического образования и науки?

- Закшевский В.Г. Обеспечение продовольственной безопасности России по всем основным видам продовольственных товаров, снижение рисков утраты независимости в решении задач по продовольственному снабжению населения страны требует диверсификации сельской экономики, развития импортозамещающих отраслей наряду с традиционными отечественными отраслями.

Особое значение приобретает внедрение научно обоснованных методов управления сельскохозяйственным производством и развитием сельских территорий. Только управленцы с многопрофильным и специализированным агроэкономическим образованием могут эффективно решать вопросы развития сельских территорий.

Adobe Acrobat Document Закшевский В.Г. - ответы на вопросы (1,2 МБ)

Поделиться