header photo

ФГБНУ НИИЭОАПК
ЦЧР РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РАЙОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Отдел налогов и финансово-кредитных отношений

Руководитель отдела:

Пашута Ангелина Олеговна ПАШУТА АНГЕЛИНА ОЛЕГОВНА
Доктор экономических наук, доцент

Телефон: (473) 222-98-54
Кабинет №37

Содержание:

История отдела

Отдел был создан в 1995 году, с момента создания и до 1996 г. отделом руководил д. э. н., профессор Закшевский Е.И. С 1997 года и по 2014 г. отделом руководил д. э. н., профессор Закшевский В.Г. С 2015 г. и по настоящее время отделом руководит д.э.н., доцент Пашута А.О.
В 1995-2005 гг. отдел занимался проблемами, связанными с государственным регулированием агропромышленного производства, совершенствованием экономического механизма ценового паритета между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями АПК ЦЧР РФ.

Особую актуальную значимость в ЦЧР имели исследования отдела, связанные с разработкой рекомендаций по совершенствованию финансового механизма в региональном АПК ЦЧР. Сотрудниками института обоснованы рекомендации по совершенствованию бюджетно-налогового регулирования АПК ЦЧР, по определению эффективности государственного регулирования регионального АПК.

В соответствии с поставленной целью исследования разработаны научные основы механизма государственного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. На основе анализа современного состояния финансирования агропромышленного производства разработана концепция развития финансового регулирования АПК региона. Обосновано влияние налогов, финансовых и кредитных механизмов на экономику сельскохозяйственных предприятий и разработаны рекомендации по основным направлениям развития механизмов налогообложения, финансовых и кредитных отношений в аграрном секторе АПК.

Авторами были раскрыты научные основы механизма бюджетно-налогового регулирования аграрного производства. На основе анализа его современного состояния обосновано влияние проводимой бюджетно-налоговой политики на экономику сельскохозяйственных предприятий, что в конечном итоге позволило исполнителям работы разработать концепцию и конкретные рекомендации по основным направлениям бюджетно-налогового регулирования в аграрном секторе АПК, позволяющие повысить финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий. Показана эффективность областных целевых программ. Было показано, что продолжающийся аграрный кризис, проявляющийся в низком уровне производственных и финансово-экономических результатов деятельности сельскохозяйственных организаций является следствием несовершенства бюджетно-налогового регулирования, совокупности форм и методов организации финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, с одной стороны, и системой организации, планирования и регулирования способов формирования и использования финансовых ресурсов в самих сельскохозяйственных предприятиях.

В исследованиях по теме совершенствования экономического механизма государственного регулирования подчеркивается, что основной функцией бюджетного регулирования должно стать стимулирование эффективности производства и насыщение потребительского рынка продовольственными товарами. Учитывая опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, а именно значительный уровень донорских вливаний в сельское хозяйство, составляющий 35 до 70% стоимости товарной продукции, необходимо увеличить бюджетную поддержку сельскохозяйственного производства региона не менее чем в 10 раз, доведя ее уровень до 30 –35% от стоимости товарной продукции. Дотирование и возмещение производственных затрат необходимо осуществлять через механизм программ производственного и социального развития. Увеличить поддержку мероприятий, направленных на повышение научно-технического уровня сельскохозяйственного производства, подготовку и повышение квалификации кадров, повысить федеральный уровень компенсации затрат товаропроизводителей на приобретение промышленных материально-технических ресурсов.

Сотрудниками отдела сделаны предложения по совершенствованию налогового регулирования, стратегическим направлением является перенос центра тяжести бюджетных изъятий с преимущественного обложения труда и результата производственной деятельности на природопользовательские платежи. Поэтому совершенствование системы налогообложения для сельского хозяйства необходимо осуществлять в направлении ликвидации множественности налогов и платежей, облегчения налогового бремени путем снижения уровня налогообложения. В этой связи целесообразно для сельскохозяйственных товаропроизводителей перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, заменив им налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, на имущество организаций и единый социальный налог, кроме взносов на обязательное пенсионное страхование.

Предложенная нами система налогообложения позволит:

  • упростить существующую систему, ликвидировать множественность налогов, снизить ее фискальную направленность;
  • значительно (на 40 – 50%) снизить налоговую нагрузку, так как для расчета суммы налога применяется ставка 6% от суммы превышения доходов над расходами.

Предлагаемые меры совершенствования бюджетно-налогового регулирования регионального АПК позволят улучшить финансовое положение сельскохозяйственных предприятий, повысить экономическую эффективность производства.

В 2005 году отделом разработаны рекомендации по определению эффективности государственного регулирования. Нами исследованы общие методологические подходы к анализу условий эффективности государственного регулирования, которые содержатся в теориях общественного выбора, рациональных ожиданий, бюрократии, политико-экономического цикла и др. А также рассмотрены некоторые ограничения при выборе форм и методов государственного регулирования. При этом показано, что государственное регулирование многообразно по формам и методам осуществления, их сочетанию в те или иные периоды развития национальной экономики. Они дают разный эффект, сопровождающийся различными социально-экономическими последствиями. Реально результат государственного управления нередко оказывается прямо противоположным: вместо предполагавшейся стабилизации — продолжающийся спад, вместо поощрения реального сектора экономики — его свертывание, вместо защиты отечественных производителей с помощью таможенных мер — неумеренный вывоз сырья и т. п. По нашему мнению, главное при принятии решения – системность и последовательность реализации мер государственного регулирования.

В связи с этим нами предлагается при определении эффективности государственного регулирования, во-первых, рассматривать соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели, а также степень этого соответствия. Во-вторых, минимизировать народнохозяйственные издержки для достижения поставленной цели. Кроме того, учитывая двойственность и противоречивость влияния большинства инструментов государственного регулирования необходимо отслеживать последствия любого воздействия. Это ограничивает область максимизации экономической эффективности принимаемых решений.

Предложенная методика определения эффективности государственного регулирования сельского хозяйства, включает расчет показателей интегрального бюджетного и коммерческого эффектов. На основе методики определена эффективность региональных целевых программ в части вопросов государственного регулирования АПК.

В 2006-2007 гг. отдел занимался проблемами повышения инвестиционной привлекательности предприятий АПК. Актуальность темы вызвана необходимостью исследования инвестиционного климата и инвестиционной среды регионов, разработки механизмов привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики, что будет способствовать оптимизации воспроизводственных процессов и улучшению производственной деятельности предприятий. Для разрешения такого рода проблем и установления устойчивого рыночного механизма государству принадлежит определяющая роль. Создание положительного инвестиционного имиджа является основой при разработке и реализации целевых программ, а также условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.

В процессе проведения исследования были систематизированы внешние условия, определяемые потенциалом региона и рисками, влияющие на инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных предприятий, сгруппированы основные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность производства на различных иерархических уровнях экономики. Сотрудниками отдела была разработана методика экспресс-диагностики инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий. Ее отличительной особенностью является простота применения и высокая достоверность и эффективность. Усовершенствована методика определения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий. Кроме того была предложена и адаптирована методика определения инвестиционной привлекательности АПК региона, с помощью которой рассчитаны рейтинги инвестиционных рисков Россошанского района Воронежской области. Нами были определены перспективные направления повышения эффективности аграрного производства, связанные с ростом инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий, предусматривающие следующие мероприятия: на уровне государства (сокращение диспаритета цен, увеличение объемов кредитования, в т.ч. лизинга, реструктуризация задолженности др.) и внутриотраслевые (вертикальную и горизонтальную интеграцию, совершенствование организации, диверсификацию производства, целевое использование амортизационного фонда и др.).

В 2008г.-2010 гг. отдел занимался проблемами развития инновационных процессов в АПК.

Передовой производственный опыт и научные исследования свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие инновационных процессов в АПК невозможно без глубокого и всестороннего анализа современного состояния инновационной деятельности в отрасли, позволяющего дать оценку и разработать реальную инновационную политику, активная реализация которой обеспечит научно-технический прогресс в агропромышленном производстве.

При проведении исследования определены основные факторы, влияющие на темпы инновационного развития (заинтересованность организаций в получении дополнительного эффекта от внедрения научных разработок, ускорение разработок новшеств, информированность товаропроизводителей о научных разработках, научная и организационная подготовленность кадров, выбор приоритетных направлений и др.). Показано, что организационно-экономический механизм характеризуется комплексной структурой и состоит из двух основных блоков – организационного (планирование и организацию научно-исследовательской деятельности, развитие предпринимательства в научно-технической сфере, организацию пропаганды распространения инноваций и их передачи в производство) и экономического (финансирование, кредитование, налогообложение и страхование организаций, принимающих участие в инновационном процессе на всех его этапах, создание, распространение инноваций и освоение их в производстве; ценообразование, господдержку инновационной деятельности). Предлагается так называемая точечная технология инновационной деятельности: на конкретных территориях концентрировать новшества, создавать «точки роста» - базы апробации новых технологий. В качестве таких инновационных полигонов выступают бизнес-инкубаторы, агротехнопарки, агротехнополисы, агрофирмы, инженерные центры, центры трансферта технологий и др., в полной мере использующие идеи и результаты научных исследований в АПК. Совершенствование экономического механизма предусматривает: увеличение финансирования НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, поддержку финансового лизинга инновационного предпринимательства, использование венчурного капитала в финансировании инновационной деятельности, налоговые льготы по инновационным проектам и др.

В 2012-2017 гг. отдел занимался вопросами финансовых отношений в АПК. 

С 2018 г. основные исследования концентрируются на вопросах повышения эффективности земельных отношений.

В разные годы в отделе работали и продолжают работать д.э.н. Верзилин В.А., к.э.н. Гулиева У.Ф., к.э.н. Наролина Ю.В., к.э.н. Печеневский В.Ф., к.э.н. Хицков А.И., Котелевская Н. К., Саратова В.И., к.э.н. Закшевская Т.В..

↑ К содержанию

Состав отдела

ПАШУТА А.О
Руководитель отдела, главный научный сотрудник, доктор экономических наук, доцент
 
ЗАКШЕВСКИЙ В.Г.
Главный научный сотрудник, доктор экономических наук, академик
 
МАКИН Г.И.
Главный научный сотрудник, доктор экономических наук
 
ВЕРЗИЛИН В.А.
Ведущий научный сотрудник, доктор экономических наук
 
НАРОЛИНА Ю.В.
Ведущий научный сотрудник, доктор экономических наук
 
ТЮТЮННИКОВ А.А.
Ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук
 
КОТЕЛЕВСКАЯ Н.К.
Старший научный сотрудник
 
БОГОМОЛОВ А.В.
Старший научный сотрудник, кандидат экономических наук
 
CEMEHЧEHKO Г.A.
Младший научный сотрудник
 
КАВЕШНИКОВА А.В.
Экономист II категории
 
ЧОГУТ Д.Р.
Экономист II категории

↑ К содержанию

Научная деятельность отдела

Согласно плану научно-исследовательских работ на 2015-2020 гг. отдел работает по направлению:
«Разработать научные основы финансовых отношений в АПК региона».
2018 год
«Разработать научные основы повышения эффективности земельных отношений в сельском хозяйстве»
2017 год
«Разработать концепцию финансовых отношений в АПК региона»
2016 год
«Разработать стратегию финансовых отношений в АПК региона»
2015 год
«Разработать научные основы финансовых отношений в АПК региона»

↑ К содержанию

Основные научные публикации

За свою небольшую историю отдел работал в ряде областей, входящих в Центральный Федеральный округ. Сотрудниками отдела проводилась работа по разработке предложений оздоровления экономики сельскохозяйственных предприятий. По результатам исследований опубликованы книги и монографии:

  • «Система налогообложения в аграрном секторе» (1995 г.);
  • «Положение о системе налогообложения в аграрном секторе Воронежской области» (1995 г.);
  • «Совершенствование финансово-кредитного механизма аграрного сектора АПК» (1998 г.);
  • «Экономический механизм стабилизации и развития сельскохозяйственного производства» (1999 г.);
  • «Ценообразование на рынке сельскохозяйственной продукции» (2001 г.);
  • «Специфика кредитного обеспечения сельхозпроизводства» (2001 г.);
  • «Ценообразование на рынке сельхозпродукции» (2001 г.);
  • «Экономический механизм государственного регулирования аграрного производства на уровне области» (2002 г.);
  • «Кредитное обеспечение как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства» (2002 г.);
  • «Рекомендации по совершенствованию финансового механизма в региональном АПК» (2002 г.);
  • «Концептуальные основы моделирования прогноза развития АПК региона» (2002 г.);
  • «Государственное регулирование иностранных инвестиций в сельское хозяйство» (2003 г.);
  • «Развитие интеграционных отношений в АПК» (2003 г.);
  • «Инвестиционная привлекательность сельского хозяйства» (2004 г.);
  • «Индикативное планирование развития сельского хозяйства региона» (2006 г.);
  • «Инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса региона» (2007 г.);
  • «Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций» (2008 г.);
  • «Инновационная деятельность в сельскохозяйственных предприятиях» (2009 г.);
  • «На пути к инновационному развитию АПК: программы, опыт, научное обеспечение (на примере областей Центрального федерального округа Российской Федерации)» (2010 г.);
  • «Стратегические ориентиры роста агропромышленного комплекса Воронежской области (предложения для разработки «Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года»)» (2011 г.);
  • «Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом. (предложения для разработки «Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года»)» (2011 г.);
  • «Совершенствование механизма земельных отношений и ипотечного кредитования сельскохозяйственных предприятий (2012 г.)»;
  • «Стратегия роста экономики АПК Воронежской области» (2012 г.);
  • «Стратегии антикризисного управления сельскохозяйственными предприятиями»(2013 г.);
  • «Прогноз научно-технологического развития Воронежской области по направлению АПК и пищевая промышленность до 2030 года» (2014 г.);
  • «Инвестиционная привлекательность АПК региона: проблемы и перспективы повышения» (2014 г.)
  • «Совершенствование механизма кредитования сельского хозяйства» (2015 г.);
  • «Финансовые аспекты развития земельных отношений в сельском хозяйстве» (2016 г.);
  • «Развитие системы земельных отношений в аграрной сфере» (2016 г.);
  • «Стратегические направления развития сельского хозяйства Воронежской области» (2017 г.);
  • «Финансовые отношения в АПК региона» (2017 г.);
  • «Научные основы концепции финансовых отношений в АПК региона» (2018 г.);

и другие, всего более 300 научных работ. В работах раскрывается сущность составных частей механизма развития сельскохозяйственного производства, показаны факторы, являющиеся наиболее важными в создании необходимых условий для подъема производства в аграрном секторе экономики.

↑ К содержанию

Поделиться